Евгений Иванович Носов
родился 15 января 1925 в с.Толмачево под Курском в семье деревенского
мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт.
Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в
последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград)
отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив
школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом,
ретушером и литературным сотрудником). Начал
печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки,
корреспонденции, рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957
опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник
рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова,
обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к
обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне
природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской
прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт
И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова. Как
и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и
Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей
СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы
«Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники
рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за
триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая
овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За
долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И
уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом
поле..., 1990, и др.). В лучших
рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик,
1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И
уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два,
1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному
анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении
жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой
через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность»
непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости
(«...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя
глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на
пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают
пароходы, и остаются берега). Печаль,
ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию
мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах
(Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей,
Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок,
Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.
Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские
шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и
семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941,
накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для
писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную
русскую общину и православие исконное миролюбие русского
народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность
обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей
деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и
каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной
хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все
было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это
недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»). Грустная
тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов
(фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода,
Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана
с ощущением у писателя (имеющим, однако, более
нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого
распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания
в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии:
жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с
размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного
дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына
(2001).