Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 03:57

Сайт учителя русского языка и литературы ЛГ МАОУ "СОШ № 4" Холиной Ирины Васильевны

Меню сайта
Методическая копилка
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Эссе  «Я – учитель»
Холина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Лангепасского городского муниципального
автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

       В словаре крылатых слов и выражений данная фраза имеет такое пояснение: из  стихотворения  «Блажен  незлобивый  поэт» (1852)  Н. А. Некрасова (1821-1877). Обычно  употребляется  применительно  к несправедливо обиженному, не оцененному должным образом человеку (шутл.-ирон.).
     В данные строки  наш великий юбиляр –  а Некрасову исполняется 200 лет – не вкладывал, наверное,  юмористический смысл. Но сейчас они обрели новое звучание, и применимы, на мой взгляд, как никогда,  к профессии учителя. Любовь и отрицание,  минуты бессилия и победы, разочарование и восхищение – все эти чувства сопровождали меня на протяжении 26 лет работы в школе. И относиться ко всему серьёзно –  безумно тяжело, просто иногда невыносимо, потому что любовь к профессии заключена  не только в любви к детям, но и в любви к предмету, который я преподаю и за которым стоит прошлое и будущее нашей страны.
       Пафосно?! Но ведь это правда: от учителя русского языка  и литературы зависит многое. Мало того, что это сейчас единственный обязательный экзамен! Важно,  научить детей понимать красоту русской речи, помочь «прирастить» к себе стихи великих поэтов, почувствовав с ними «самую жгучую, самую смертную связь»! Ведь за учителем  русского языка и литературы  стоят великие поэты, и он, как бумажный солдат Окуджавы, просит «огня, огня», потому что каждый урок – это «вечный бой», бой за любовь, за детские сердца. А ведь страшно, если сбудется пророчество, изображённое в  рассказе М. Гелприна «Свеча горела». Действие  происходит в 23 веке, когда литература никому не нужна.  Старого, затравленного филолога  увольняют с работы. Но учитель остаётся учителем. Герой отказывается менять профессию. И вдруг у него появляется ученик, а с ним надежда: «Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть». А  ведь передать нужно не только знания, но и умения.  Умение понимать текст, умение чувствовать фальшь и правду, истину и ложь,  умение отличать красоту от безвкусицы, вечное от мимолётного.
       Каждый класс, каждый год в моей педагогической работе, как новая вершина, новое открытие, новый Эверест. «И снова на пути стена, и я её пройти должна», – звучат в голове слова песни М. Танича. Стена лени,  непонимания, нежелания, которая порой преграждает путь к познанию, к детским открытиям, собственным открытиям учителя. Например, вот такое. Летом я прочитала роман В.Пелевина «Непобедимое солнце», и многие слова мне там были непонятны, я стала составлять свой тезариус неологизмов и окказионализмов, пришла с ним  к девятому классу, потом к седьмому.  Оказалось, что все эти слова ребята знают. А я нет. Привыкшая постоянно работать со словом на уроках, часто сталкиваюсь с тем, что дети не запоминают значения слов, постоянно повторяющихся в произведениях русских классиков. Иногда на уроках они спрашивают, что обозначает то или иное слово. И я про себя удивляюсь, что можно не знать этого! И вот  обнаружилось, что я тоже не знаю много современных, недавно появившихся слов. Получается, мы разговариваем с детьми на разных языках? Несмотря на то, что я стараюсь постоянно читать писателей-современников,  оказывается, язык современных школьников сильно отличается от классического. И современным геймерам абсолютно не хочется ресерч, что обозначает фраза «духовной жаждою томим», когда хочется чиллить. И как здесь не  агриться? Смешные для меня предложения  дети поняли легко, а вот        А.С. Пушкина и М. Ю Лермонтова читаем со словарём. Но ведь понимание не приходит, если слова непонятны. И красоту поэзии не услышишь, если смысл не доходит до сознания. Значит, великие писатели устарели, как и я сама? Нет! Мы ещё «повоюем», и за великую литературу тоже.
       Тургенев делил всех литературных героев на Дон Кихотов и Гамлетов. А кем является современный учитель литературы и русского языка? Наверное, и тем, и другим. Да, работа наша порой напоминает борьбу с ветряными мельницами: вроде выучил, сдал стихотворение, «накрапал» сочинение по прочитанному тексту, выучил правило, а через 2 недели спрашиваешь – ни стихотворение не помнит, ни героев, ни правило применить не может. И начинается заход по кругу. И начинается снова: составление ментальной карты, написание алгоритма, ассоциативное прочтение текста, и так далее. Пока ребёнок не найдет то, что ему будет полезным, что ему пригодится, что останется после того, «когда все выученное забывается», только вера в «бессмертие своего дела» и нужность его не даёт отчаяться иногда.
       Смешной Дон Кихот Ламанческий! Смешной учитель, который верит, что дети полюбят читать книги! Но нет! Есть среди молодых и настоящие читатели! И глаза горят, и приходят на кружок внеурочной деятельности «Зелёная лампа», и начинают читать, слушать, обсуждать. И думаешь: «Не каждое зерно, брошенное в землю, прорастает, но каждое проклёвывается, если оно живое».
        А как же вечный гамлетовский  вопрос? Более остро, чем сейчас, наверное, он не стоял перед современным литературным процессом никогда. «Зачем читать книги? Это ведь так скучно! А какой непонятный язык! Да ещё, не дай Бог, в стихах что-то зададут!» – думает современный школьник.  И тогда  я беру на уроке книгу и начинаю читать сама. Вот сегодня, например, третье действие «Горя от ума». Когда читала, и  понимали, и отвечали, и смеялись  (комедия всё-таки). А когда сами дети  читали, многим было  скучно и не смешно. Не понимают многих слов, лень посмотреть в словарь, неправильно расставляют смысловые акценты, паузы… И это девятый  класс. Совсем недавно читали в восьмом «Капитанскую дочку», «Мцыри», справлялись, нравилось,  а А.С. Грибоедов тяжёл. Но ведь ещё Пушкин  восклицал: «Что  за  язык!  Половина  войдет  в  пословицы! Очень хочется, чтобы это не ушло». Извини, Александр Сергеевич, уходит. И слова, и смыслы. Афоризмы –  они ведь длинные, в СМС не вставляются.   И  опять  проблема! Как проложить мост между прошлым и будущим, прирастить текст Грибоедова, сделать его интересным? На помощь приходят законы ассоциативной  связи. Так кто же такая Наталья Дмитриевна Горич  у Грибоедова? Кем бы она сейчас была? Дети решили, что «блогершей», выставляющей себя, своего мужа-мальчика-слугу на показ. И уже понятно, кто такая светская дама, законодательница мод, что такое  литературные гостиные, салоны в 19 веке. И почему Софья предпочла Молчалина Чацкому. Люди не меняются. Может, квартирный вопрос их, конечно,  и испортил, но ценности, которые должны закладываться в человеке, и те, которые почему-то появляются в нём, несмотря на приличную семью и хорошее воспитание и образование, остаются прежними. Прирастить классику, сделать её понятной, близкой –  вот одна из задач, на мой взгляд, современного учителя-филолога. Русское слово нужно полюбить, почувствовать его.  Ведь хорошее слово – это часть искусства. А искусство произошло от слова «вкус», «кусать», то есть почувствовать, понять. «Вкус, батюшка, отменная манера». Прививать манеры, формировать умение отличить плохое от хорошего – тоже наша важная педагогическая задача.
       Работа со словом – это ещё и воспитание характера. «Тысячи тонн словесной руды» нужно перевести, чтобы научиться излагать свои мысли чётко и ясно. Работа с черновиками, со словом. Построение предложений с разными синтаксическими конструкциями позволяет потом ученикам в сочинении правильно сформулировать свою мысль. «О, если б без слова Сказаться душой было можно!»  – восклицал великий А.Фет. Но нет, нельзя. Слово, письменное или устное, должно складываться в мысли, мысли в слова, слова в предложения. Какие в голове мысли, такие и слова.
       Учиться мыслить позитивно, верить в себя и в свои силы – это дорогого стоит. Как научиться  ребёнку быть успешным? Заучивание правил, конечно, никто не отменял, но зубрёжка – уже вчерашний день. Изучение материала  через текст, интепретация научного и художественного текста путём компрессии и вычленения главного – работа на понимание любого текста. Но у каждого ребёнка свой маршрут. Сделать успешным каждого, найти подходы к успешному преодолению трудностей – это филигранная работа учителя-ювелира. Бриллианты стоят дорого, но ничто не сравниться с человеческой жизнью. Ошибки в каждой работе исправлять очень трудно.
       А что я желаю себе каждый день? Быть честной перед собой и своими учениками. Иногда это бывает сложно. Но невозможно по-другому. Тебе должны доверять. К тебе, к учителю, дети должны идти со своими вопросами и волнениями. И ни в коем случае нельзя показать, что вопрос ребёнка наивен и не интересен тебе. «Будь внимательной к слову, к чувству, к  пробуждениям духовных порывов, будь интересной. И не только на уроке. Будь творческой», – говорю я себе.
       «Человек без кожи», – так когда-то А.Блок назвал поэта. Но ведь это относится к любому творческому человеку. А учитель литературы не может не быть им.  Не надо стесняться слёз. Катарсис никто не отменял. Этому  критерию понимания искусства тоже должен учить преподаватель литературы. Смерть Муму, «Юшка» Платонова, «Забитая лошадь» Маяковского, потом Достоевский. Я не стесняюсь плакать вместе с учениками, читая эти произведения.   
       В моём любимом стихотворении И.С. Тургенев обращается к любимой женщине Полине Виардо: «Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимый книг и отыщи в ней страницы и те строки, те слова, от которых, бывало, у нас обоих выступали сладкие и безмолвные слезы». Слёзы и радость, горе и беда соединяют людей, вместе с детьми на уроках ты можешь пережить объединяющие чувство понимания мыслей героев и самих себя.
       Учить добру и красоте – вот главная задача учителя. Добро и красота –  понятия неразрывные и ценные. Искусство и жизнь неразделимы, пока человек хочет быть счастливым. Искусство тренирует сердечную мышцу, учит нас быть добрее, чище, тоньше. А ещё оно даёт нам «зарницы счастья». Ведь столько лет наши писатели и поэты искали, как человека сделать счастливым?
       «А счастье всюду», – утверждает И.Бунин. И счастье, конечно, состоит и в позитивном результате своего труда, потому что человек, нашедший свою дорогу в жизни, как бы она ни была трудна, испытывает минуты озарения, называемые счастьем. А если он ещё и умеет видеть красоту окружающего мира, красоту художественного слова, то счастливых моментов в его жизни становится гораздо больше.  «Счастье только знающим дано»,  – продолжаю мысль Бунина. Я раскрыла секрет своего счастья и могу поделиться им со своими учениками. В основе любого счастья лежит любовь. А как показать любовь, если не улыбнуться, входя в класс. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьезное выражение лица еще не признак ума. Помните, что самые большие глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица» (Г. Горин «Тот самый Мюнхаузен»).

Эссе «Я - учитель» (скачать документ)





Вход на сайт

Холина И.В.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Электронный журнал
Всероссийский конкурс
Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2020 - 2024