Казаков Юрий Павлович
(1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье
рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии
(1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного
образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество
Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об
этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной
повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в
1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели,
потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных,
которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось
трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была
эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических
оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения
между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не
способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в
прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для
газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о
тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт
им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по
воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего
не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и
зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга
Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром,
мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди
(1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются
животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес
Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной
литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских
классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о
чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в
1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в
набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался
альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где
придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании
института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников,
Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах,
в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим
местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в
путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в
рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964)
и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике
рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему
«всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных
зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских
поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная,
столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,
рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и
дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в
Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание
фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий.
Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко
Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы
(1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным
восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины
и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты
горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического
рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По
дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в
дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о
русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и
др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге
К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык,
выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского
писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало,
большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после
смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986). Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.