Сумароков Александр Петрович (1717
- 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в
старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался
дома. В 1732 - 40 учился в
Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая
Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г.Головкина и графа
А.Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние
од Ломоносова. Через некоторое
время находит собственный жанр - любовные песни, которые получили
признание публики и расходились в списках. Он разрабатывает поэтические
приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее
примененные им в трагедиях. Лирика
Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником
гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по
вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского
классицизма. От любовных песен
Сумароков переходит к стихотворным трагедиям - "Хорев" (1747), "Гамлет"
(1748), "Синав и Трувор" (1750). В этих произведениях впервые в истории
русского театра были использованы достижения французской и немецкой
просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные
темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий
послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого
стал Сумароков (1756 - 61). В
1759 издавал первый русский литературный журнал "Трудолюбивая пчела",
выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на
будущую императрицу Екатерину II. В
начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова
достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н.Новикова и
Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные
против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного
обращения помещиков с крепостными. В
1770, после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с
московским главнокомандующим П.Салтыковым. Императрица приняла сторону
Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это
ухудшило его общественно-литературное положение. В
1770-е он создал лучшие свои комедии ("Рогоносец по воображению",
"Вздорщица", 1772) и трагедии "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав"
(1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском
университете, издал сборники "Сатиры" (1774), "Элегии" (1774). Последние
годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что
привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти
Сумарокова 1 октября (12 н.с.) 1777 в Москве.