Бестужев Александр Александрович
(псевдоним Марлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт-Петербург — 7
(19) июня 1837, форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) —
русский писатель, критик, публицист; декабрист. Писатель-декабрист
Александр Александрович Бестужев (1797-1837), известный в литературном
мире как Марлинский, родился в семье обедневших знатных дворян. Его отец
Александр Федосеевич Бестужев в соавторстве с И.П. Пниным был
создателем «Санкт-Петербургского журнала» и составителем «Опыта военного
воспитания относительно благородного юношества» (1798). Обучение
Александр Александрович проходил в Горном корпусе, а после был зачислен в
драгунский полк, располагающийся в Марли под Петергофом. Именно от
названия этого места в дальнейшем и произошел его псевдоним Марлинский. Литературную
деятельность Бестужев-Марлинский начал в 1819 году, когда он выступил
на публике со стихотворениями и короткими рассказами, которые печатались
в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения». Спустя год он
становится членом петербургского Общества любителей российской
словесности. В 1821 году отдельной книжкой была напечатана его «Поездка в
Ревель». В конце 1822 года
состоялось сближение Бестужева-Марлинкого с Рылеевым, который оказал
огромное идейное воздействие на Александра Бестужева. Вместе они
издавали литературный альманах «Полярная звезда» (1823, 1824 и 1825
гг.). Их совместное творение пользовалось огромной популярностью, было
встречено общим сочувствием. Вокруг этих двух молодых, одаренных и уже
любимых публикой редакторов собрались все родоначальники нашей
литературы того времени, среди которых был и Пушкин. Он вел оживленную
переписку с Бестужевым по литературным вопросам и посылал ему свои
стихи, будучи в Одессе, а позднее в своей псковской деревне. В «Полярной
звезде» Бестужев выступает двояко: с одной стороны он - романист
(«Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир»,
«Изменник»), а с другой – критик. Оживленную полемику вызвали его образы
старой и современной изящной литературы и журналистики. Кроме
того, именно Бестужев был автором «Взглядов на русскую словесность»,
также вошедших в альманах, критических обзоров, которые имели огромное
значение в становлении русского романтизма и в целом в развитии русской
критики. Это было как раз то время, когда в нашей литературе был
поставлен вопрос о форме и содержании художественного творчества (т.е. о
«классицизме» и «романтизме»), что во многом было заслугой произведений
Пушкина, вслед за которым все молодые и свежие литературные силы
приняли сторону нового направления, окрещенного «романтизмом». Оно
проповедовало свободу художественного вдохновения, независимость от
установленных литературных авторитетов в плане не только содержания
поэтических творений, но и в способах его обработки. Горячим защитником
нового направления в литературе был и Александр Александрович Бестужев. Его
жесткая критика и резкие, остроумные нападения были обращены на
сторонников псевдоклассицизма. Бестужев пытался доказать им, что век
этого направления, как и время пудреных париков, породивших его,
остались далеко позади, а литературные староверы только загромождают
путь свободного развития дарований. В основе критики Бестужева лежало
отрицание классических правил и приемов и требование полной свободы
поэтического творчества. В ряду своих идеалов он видел, в первую
очередь, Байрона, а также Шекспира, Шиллера и позднее Виктора Гюго. Хотя
критические статьи Бестужева и не отличались глубиной взгляда, но они
производили очень сильное впечатление, благодаря своей пылкости, живости
и неординарности. Вслед за его творениями рождались более или менее
оживленные дискуссии, обмены мнениями. Статьи Бестужева всегда читались и
обсуждались, пробуждая в нашей литературе критическую мысль. А ведь в
то время русская литературная критика только еще зарождалась. Заслуга
Бестужева перед русской литературой и образованием русского общества
была отмечена и Белинским, который заявил, что Александр Александрович –
первый, кто сказал в русской литературе много нового. Таким образом,
критика конца 20-х годов во многом совпадала с позицией литературных
обозрений «Полярной звезды». Благодаря
таким своим произведениям Бестужев-Марлинский быстро завоевал огромную
известность и широкую популярность среди читающих масс. Появления его
новых повестей ждали с нетерпением, они быстро передавались из рук в
руки, с жадностью дочитывались до последней строки. Если в журнале
присутствовало произведение Бестужева, то он вмиг становился общим
достоянием. Его повесть, таким образом, становилась самой надежной
приманкой для подписчиков и для тех, кто покупал альманахи. Сочинения
Бестужева мигом раскупались и не только зачитывались, но и даже
заучивались наизусть. В 30-х годах Марлинского стали называть «Пушкиным
прозы». Его считали первоклассным гением, не имеющим в литературе себе
равных. Причина всего этого заключалась в том, что Марлинский – первый
русский романист, который изобразил жизнь нашего народа того времени,
описал в своих творениях обычных русских людей и истинно русскую
природу. Однако он не просто рассказывал о них, а делал это эффектно,
выражаясь, чрезвычайно цветистым языком, полным изысканных сравнений и
риторических прикрас. Все это отличало творчество Марлинского от других,
ведь было совершенной новостью в нашей тогдашней литературе. Кроме
того, впечатление еще более усиливалось оттого, что русская публика
ничего лучшего еще и не читала (повести Гоголя и Пушкина вышли позднее). Стиль
и характер Марлинского сильно повлияли и на нашу изящную литературу.
Его манера и отличительные особенности письма нашли отражение в повестях
Пушкина, к примеру, в «Выстреле», а также в «Герое нашего времени» и
драмах Лермонтова. В 1824 году
Рылеев ввел Бестужева в «Северное общество», где он занял достаточно
умеренную позицию сторонника конституционной монархии. Рылеев и
Оболенский, как признался сам Бестужев, называли его фанфароном и не
единожды говорили, что «за флигель-адъютантский эксельбант я готов
отдать все конституции». Во
время восстания 14 декабря Бестужев находился на Сенатской площади.
После того как оно было разгромлено, он добровольно сдался в руки
Николая I. Официозные оценки отмечают, что Бестужев раскаялся и сделал
чистосердечное признание, после чего в течение года был заключен в форте
«Слава», расположенном в Финляндии. В период с 1827 по 1829 года
Бестужев находился в ссылке в Якутске, а в 1829 году подал прошение и
был переведен в действующую армию на Кавказ солдатом. Там он принимал
участие во многих сражениях, а в 1835 году его удостоили чина
унтер-офицера и вручили георгиевский крест. Позднее Бестужев был
произведен и в прапорщики. Александр
Александрович Бестужев погиб в 1837 году, в стычке с горцами,
произошедшей в лесу, на мысе Адлер. Его тело не было найдено.