Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886). Афанасий
Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе
Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном
помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории
получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на
дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и
возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя — Фет — осталось за
ним навсегда. Афанасий учился
на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с
Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся
философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый
сборник своих стихотворений — "Лирический Пантеон". В 1845-1858 годах он
служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком. По своим
убеждениям А. Фет был монархистом и консерватором Происхождение
Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным.
Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Афанасия
Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фет, сбежавшей от своего
первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба
Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. По другой версии
его отцом был первый муж Шарлотты-Елизаветы Иоганн-Петер Фет, но
ребенок родился уже в России и был записан под фамилией своего приемного
отца. Так или иначе, в возрасте 14 лет мальчик был признан
незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в
одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного
иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета.
Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его
происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в
городе Верро (Выру, Эстония). В 1837 полгода провел он в московском
пансионе Михаила Петровича Погодина, готовясь к поступлению в Московский
университет и в 1838 стал студентом историко-филологического отделения
философского факультета. Университетское окружение (Аполлон
Александрович Григорьев, в доме которого Фет жил во все время своего
обучения, студенты Яков Петрович Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев,
Константин Дмитриевич Кавелин и др.) как нельзя лучше способствовало
становлению Фета как поэта. В 1840 он выпустил первый сборник
«Лирический Пантеон А. Ф». Особого резонанса «Пантеон» не произвел,
однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и открыл
дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи Фета
стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных записках». Надеясь
получить дворянскую грамоту, в 1845 году Афанасий Афанасьевич записался
в кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии, в
чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако
незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин
майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная
трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта.
Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от
полученных ожогов — ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно
уроненной спички. Версия самоубийства кажется наиболее вероятной: Мария
была бесприданницей, и ее брак с Фетом был невозможен. В 1853 году Фет
был переведен в Новгородскую губернию, получив возможность часто бывать в
Петербурге. Его имя постепенно возвращалось на страницы журналов, этому
способствовали новые друзья — Николай Алексеевич Некрасов, Александр
Васильевич Дружинин, Василий Петрович Боткин, входившие в редакцию
«Современника». Особую роль в творчестве поэта сыграл Иван Сергеевич
Тургенев, подготовивший и опубликовавший новое издание стихотворений
Фета (1856). В 1859 году
Афанасий Афанасьевич Фет получил долгожданный чин майора, однако мечте
вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться — с 1856 этот титул
присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после
продолжительной поездки за границу обосновался в Москве. В 1857 женился
на немолодой и некрасивой Марии Петровной Боткиной, получив за ней
солидное приданое, позволившее приобрести поместье в Мценском уезде. «Он
сделался теперь агрономом — хозяином до отчаянности, отпустил бороду до
чресл... о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом»,
— так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С. Тургенев. И
действительно, в течение долгого времени из-под пера талантливого поэта
выходили только обличительные статьи о пореформенном состоянии сельского
хозяйства. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», —
написал Фет в письме к Николаю Николаевичу Страхову, намекая на
отсутствие интереса и непонимание со стороны современников, увлеченных
гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем
же: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать
лошадь, если бы выучилась писать стихи», — так звучит хрестоматийная
оценка Николая Гавриловича Чернышевского. К
литературному творчеству Афанасий Фет вернулся лишь в 1880-х годах
после возвращения в Москву. Теперь он уже был не безродный бедняк Фет, а
богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его
мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский
помещик и владелец особняка в Москве. Он снова сблизился со своими
старыми друзьями: Полонским, Страховым, Соловьевым. В 1881 увидел свет
его перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и
представление», год спустя — первой части «Фауста», в 1883 — сочинений
Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона
Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха
Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Небольшими тиражами
выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни». В 1890
году появились два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий, «Ранние
годы моей жизни», был опубликован посмертно, в 1893 году. К
концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко
ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и
мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей
секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий,
добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт
скончался раньше от апоплексического удара. Все
творчество Фета может быть рассмотрено в динамике своего развития.
Первые стихи университетского периода тяготеют к воспеванию
чувственного, языческого начала. Прекрасное обретает конкретные
наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между духовным и плотским
мирами не существует противоречия, есть то, что их объединяет — красота.
Поиск и раскрытие красоты в природе и человеке — вот основная задача
раннего Фета. Уже в первом периоде появляются тенденции, характерные для
более позднего творчества. Предметный мир станл менее четким, а на
первый план вышли оттенки эмоционального состояния, импрессионистические
ощущения. Выражение невыразимого, бессознательного, музыки, фантазии,
переживания, попытка ухватить чувственное, не предмет, а впечатление от
предмета — все это определило поэзию Афанасия Фета 1850-1860-х годов.
Поздняя лирика писателя складывалась во многом под влиянием трагической
философии Шопенгауэра. Для творчества 1880-х годов характерна попытка
уйти в другой мир, мир чистых идей и сущностей. В этом Фет оказался
близок эстетике символистов, считавших поэта своим учителем. Афанасий Афанасьевич Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года, в Москве. (Энциклопедия Кирилл и Мефодий) "Его
статьи, в которых он ратовал за интересы помещиков, возбуждали
негодование всей передовой печати. После долгого перерыва в поэтической
работе, на седьмом десятке своих лет, в 80-х годах Фет выпускает сборник
стихов "Вечерние огни", где его творчество развернулось с новой силой. Фет
вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого
"чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель
художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в
этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском.
... Афанасий Фет особенно
мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва
зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" - так
характеризовала критика эту черту его дарования".