Иннокентий Федорович Анненский
родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске, который богат
достопримечательностями и культурными ценностями (недаром Омск называют
«театральным городом»). Будущий поэт вырос в среднестатистической и
образцово-показательной семье. Родители Иннокентия не были ни на йоту
приближены к творчеству: его мать Наталия Петровна вела домашнее
хозяйство, а отец Федор Николаевич занимал высокий государственный пост.
Главный кормилец в доме получил должность председателя Губернского
управления, поэтому родители с сыном переехали в город университетов и
ученых – Томск. Но в этом месте, о котором в свое время
нелицеприятно отзывался Антон Павлович Чехов, Иннокентий пробыл недолго:
уже в 1860 году из-за работы отца Анненские вновь собрали чемоданы и
покинули суровую Сибирь, – дорога лежала в Санкт-Петербург. Известно,
что Федор Николаевич вскоре увлекся аферой, поэтому разорился, оставшись
ни с чем. В детстве Анненский был слаб здоровьем, но мальчик не
остался на домашнем обучении и пошел в общеобразовательную частную
школу, а позже стал учеником 2-й петербургской прогимназии. С 1869 года
Иннокентий пребывал на скамье частной гимназии В. И. Беренса,
параллельно готовясь к поступлению в университет. В 1875 году Анненский
гостил у своего старшего брата Николая Федоровича, который был
журналистом, экономистом и публицистом-народником.
Николай Федорович, образованный и интеллигентный человек, оказал
влияние на Иннокентия и помог ему в подготовке к экзаменам. Таким
образом, Анненский без труда стал студентом историко-филологического
факультета Петербургского университета, который окончил в 1879 году.
Примечательно, что по всем предметам поэт имел твердые «пятерки», тогда
как по философии и богословию стояли отметки на бал ниже. Далее,
не успели еще высохнуть чернила на дипломе Анненского, он стал читать
лекции древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича и слыл у
студентов сильнейшим преподавателем. Помимо прочего, Иннокентий
Федорович занимал посты директора коллегии Галагана, восьмой
Санкт-Петербургской гимназии и гимназии в Царском Селе, где некогда
учился Александр Сергеевич Пушкин. Иннокентий Федорович начал
заниматься писательством еще с раннего возраста. Но тогда поэт не знал,
что такое символизм, поэтому относил себя к мистикам. К слову, символизм
– это крупнейшее течение в литературе и искусстве, охарактеризовавшееся
таинственностью, загадочностью, использованием намеков и метафоричных
выражений. Но, по мнению критиков, творчество гения литературы не
укладывается в рамки «символизма», а представляет собой «предсимволизм».
Помимо этого Иннокентий Федорович старался следовать «религиозному
жанру» испанского живописца «золотого века» Бартоломе Эстебана Мурильо.
Правда, литератор пытался передать выражение девственной чистоты,
кротости и молитвенного умиления с помощью слов, а не кисти и красок.
Примечательно, что Иннокентий Федорович не стремился показывать свои
ранние творческие потуги именитым литераторам и владельцам журналов.
Дело в том, что Николай Федорович посоветовал младшему брату начать
печататься в зрелом возрасте, утвердившись на жизненном пути и поняв
свое призвание. Поэтому книга «Тихие песни» была опубликована в
только 1904-м году, когда Иннокентий Анненский слыл блестящим
преподавателем и уважаемым человеком. Также символист начал заниматься
драматургией, из-под его пера вышли пьесы: «Меланиппа-философ» (1901),
«Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд»
(1913-посмертно) в которых поэт старался подражать излюбленным
древнегреческим литераторам Еврипиду, Софоклу и Эсхилу, гениям античной
мифологии. В своих рукописях Анненский придерживался
импрессионизма: он описывал вещи не такими, какими он знал, ибо все
явления и предметы были присущи видению поэта в данный момент. Главные
мотивы в произведениях Иннокентия Федоровича – это тоска, меланхолия,
грусть и одиночество, поэтому так часто он описывает холод, сумерки и
закаты без излишней претенциозности и экзальтированности. Эта тенденция
прослеживается в стихотворениях «Снег», «Смычок и струны», «Две любви»,
«Мучительный сонет» и других примечательных произведениях.
Помимо прочего Иннокентий Федорович пополнил творческую биографию
переводом рукописей своих иностранных коллег. Благодаря ему
русскоязычные читатели познакомились со знаменитыми трагедиями Еврипида,
а также со стихотворениями Горация, Иоганна Гете, Ганса Мюллера,
Христиана Гейне и других литературных гениев. Анненский сделал
огромный вклад в мир хитросплетенных строк. Например, его стихотворение
«Колокольчики» можно соотнести с первыми произведением в футуристическом
стиле. Второй поэтический сборник Иннокентия Федоровича «Кипарисовый
ларец» принес поэту признание и славу, правда, посмертно. Туда вошли
стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная
тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения. Современники
Иннокентия Федоровича говаривали, что тот был лояльным и добрым
человеком. Но иногда излишняя мягкость играла злую шутку. Например, он
лишился должности директора в гимназии в Царском Селе.
О личной жизни поэта информации мало, ведь даже в своих произведениях
литератор редко делился душевными переживаниями и тем, что осталось под
завесой тайны. Известно, что судьба свела второкурсника Анненского с
эксцентричной 36-летней вдовой Надеждой (Диной) Валентиновной, которая
происходила из родовитого сословия. Влюбленные увековечили свои
отношения узами брака, и вскоре родился сын Валентин. Иннокентий
Федорович скончался неожиданно. Конечно, у него было слабое здоровье,
но в тот роковой день, 30 ноября (13 декабря) 1909 года, ничего не
предвещало беды. Анненский умер от инфаркта в возрасте 54-х лет, прямо
на ступенях Царскосельского вокзала (Санкт-Петербург).