Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) родился 26 октября
1880 года в городе Москва. Воспитывался в интеллигентной семье коренных
москвичей, в атмосфере двух противоборствующих стихий: математики и музыки, что
позже удивительным образом отразилось в его поэзии. Мама, Александра Егорова
ввела сына в мир музыки и привила любовь к произведениям гениальных
композиторов России и Европы. Отец, Николай Бугаев являлся известным
математиком и работал деканом Московского государственного университета. Ученый
предвосхитил многие идеи «космистов» и Константина Циолковского, основал
математическую школу.
В 1891 году
Борис стал учеником частной гимназии Льва Поливанова, где учился до 1899 года.
В гимназии увлекся буддистской религией и тайнами оккультизма. Из литераторов и
философов его интерес привлекло творчество Федора Достоевского, Генрика Ибсена
и Фридриха Ницше. Эталонами поэзии для юноши стали стихи Константина Бальмонта,
Валерия Брюсова и Дмитрия Мережковского. В стенах мужской гимназии на
Пречистенке подружился с Сергеем Соловьевым. Творческий псевдоним «Андрей
Белый» появился благодаря отцу Сергея: дом Соловьевых стал вторым родным домом
для литератора. Именно брат Сергея, философ Владимир Соловьев оказал влияние на
формирование мировосприятия Андрея Белого.
После окончания
Поливановской гимназии Андрей Белый стал студентом физико-математического
факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, где
преподавал отец. После его окончания в 1904 году вторично стал студентом
университета и взялся изучать историю и филологию. Однако, через два года
покинул вуз и уехал в Европу.
Являясь
студентом Белый опубликовал первое произведение: «Симфония. Вторая
драматическая», которая продемонстрировала ценителям поэзии рождение жанра
литературной «симфонии», создателем которого по праву считается Андрей Белый. В
начале 1900-х годов свет увидели «Северная симфония. Первая героическая»,
«Возврат» и «Кубок метелей». Названные поэтические сочинения: удивительный
синтез слова и музыки, их называют ритмической прозой.
В начале XIX
века Андрей Белый познакомился с московскими символистами, которые
группировались вокруг издательств «Гриф» и «Скорпион». Затем попал под влияние
петербургских поэтов и писателей Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус,
издателей журнала «Новый путь», написав несколько философских статей. В это же
время Белый заочно сошелся с Александром Блоком, а также, с единомышленниками
организовал кружок «аргонавтов». В 1904 году издал первый поэтический сборник
«Золото в лазури».
В начале 1905
года Андрей приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург и увидел первые
революционные события, которые воспринял восторженно, но остался в стороне от
происходящего. В 1906 году писатель находился в немецком Мюнхене, потом в
течении года проживал в Париже. В 1907 году Белый вернулся в Москву, где
работал в журнале «Весы» и сотрудничал с изданием «Золотое руно».
В конце первого
десятилетия 1900-х литератор подарил поклонникам сборники стихов «Пепел» и
«Урна». В первый вошло стихотворение «Русь». Следующее десятилетие
ознаменовалось выходом романов «Серебряный голубь» и «Петербург». В 1916 году
творческая биография Андрея Белого обогатилась новым романом «Котик Летаев».
Грянувшую Первую мировую войну писатель воспринял, как трагедию России. Летом
того же года литератора призвали на военную службу, но в сентябре дали
отсрочку. Белый жил то в Подмосковье, то в Царском Селе под Петербургом.
В февральской
революции 1917 года Белый увидел спасение, отобразив видение происходящего в
поэме «Христос воскрес» и сборнике стихов «Звезда». После окончания революции
трудился в советских учреждениях. Являлся лектором и преподавателем, вел
занятия с начинающими литераторами в «Пролеткульте», стал издателем журнала
«Записки мечтателя».
Разочарование
действиями новой власти подтолкнуло Андрея Белого к эмиграции. В 1921 году
писатель и философ уехал в Берлин, где жил и работал три года. В конце 1923
года вернулся на родину и жил в России до последних дней.
Прозаик написал
романы «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски», издал мемуары о Блоке
и трилогию о революционных событиях «Между двух революций». Контакт с властью
Андрей Белый не наладил до конца жизни, из-за чего творчество ярчайшего представителя
символистов и «серебряного века» оценили по достоинству лишь в конце ХХ века.
Андрей Белый
скончался 8 января 1934 года от инсульта, полученного в
результате солнечного удара. Похоронили поэта на московском Новодевичьем
кладбище.