Борис Викторович Шергин (правильное ударение в его фамилии – на первом слоге) родился в Архангельске 28 июля 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер. Мать — коренная архангелогородка и старообрядка. Первая фотография Бориса Шергина, 1894 г.
Родители Шергина был хорошими рассказчиками, мама любила поэзию. По
словам Бориса: «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее
слово катилося из уст».
Шергин с детства хорошо знал быт и культуру Поморья. Он любил слушать
увлекательные рассказы друзей отца — именитых корабельных плотников,
капитанов, лоцманов и зверобоев. С песнями и сказками его познакомила
заостровская крестьянка Н. П. Бугаева - друг семьи и домоправительница
Шергиных. Борис так же срисовывал орнаменты и заставки старинных книг,
учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь.
Еще учась в школе, Шергин стал собирать и записывать северные народные
сказки, былины и песни. Учился он в Архангельской мужской губернской
гимназии, позже - в 1917 году окончил Строгановское центральное
художественно-промышленное училище, в котором приобрел специальность
графика и иконописца.
В годы учебы в Москве Шергин сам выступал в качестве исполнителя баллад
Двинской земли, иллюстрировал своим пением лекции по народной поэзии в
Московском университете. В 1916 познакомился с академиком Шахматовым и
по его инициативе был направлен Академией наук в командировку в
Шенкурский уезд Архангельской губернии для исследования местных говоров и
записи произведений фольклора.
После возвращении в Архангельск в 1918 году Шергин работал как
художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной
мастерской, внес вклад в возрождение северных промыслов (в частности,
холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической
работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные
тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
Серьезный интерес к фольклору вызвало знакомство Шергина с пинежской
сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и фольклористами
братьями Соколовыми.
В газете «Архангельск» появилась статья Шергина «Отходящая красота» – о
выступлении Кривополеновой в Политехническом музее и о том впечатлении,
которое она произвела на слушателей.
В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин,
мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял
ногу и пальцы левой ноги. Эта беда подвигла Бориса Викторовича вернуть
слово обрученной невесте.
В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в
Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о
своем русском Севере.
Он так же работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с
рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед
разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 года он целиком
посвятил себя профессиональной литературной работе.
При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В
газетах и журналах Шергин помещал литературоведческие и
искусствоведческие статьи, иногда - литературные произведения.
Шергин - рассказчик и сказочник сформировался и стал известен раньше,
чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у
корабельного пристанища», выпущенную в 1924 году, составляют сделанные
им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых
матерью, и входивших в репертуар выступлений самого Шергина.
Авантюрные остроумные сюжеты о «Шише Московском» - «скоморошьей эпопеи о
проказах над богатыми и сильными», сочный язык, гротескно-карикатурное
изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл
Шергина с поэтикой народной сатиры.
Сказочная «эпопея» о Шише начала складываться еще в годы Ивана
Грозного, когда шишами называли беглых холопов. Некогда распространенный
повсюду сказочный эпос о Шише в наиболее цельном виде сохранился лишь
на Севере. Шергин собрал по берегам Белого моря более ста сказок о Шише.
В его обработках Шиш изображен веселым и жизнерадостным, а царь, баре и
чиновники - глупыми и злыми. Шиш в образе скомороха вышучивал богатых и
сильных мира: «Это через чужую беду Шиш сделался такой злой. Через него
отлились волку коровьи слезы... У Шиша пословица: кто богат, тот нам не
брат. Горько стало барам от Шиша».
«Шишу Московскому» было суждено стать самой знаменитой книгой писателя.
В 1932-33 годах сказки Шергина в исполнении автора передавались по
московскому радио и имели огромный успех у слушателей.
После выхода «Шиша Московского» Шергин становится членом Союза
писателей и делегатом Первого Всесоюзного съезда советских писателей.
В третьей книге «Архангельские новеллы» изданной в 1936 году, Шергин
воссоздал нравы старомещанского Архангельска. Автор предстал перед
читателями как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника,
стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII—XVIII вв.,
посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из
купеческой среды.
Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в
«поморском стиле») представляют в полном объеме фольклорный репертуар
Архангельского края. Но степень зависимости автора от фольклорного
первоисточника с каждой новой книгой все уменьшается, а непременная
ссылка Шергина на источник становится не более чем выражением авторской
скромности.
История Поморья, переданная в первых трех книгах Шергина, продолжается и
в следующем его сборнике - «У песенных рек», вышедшем в1939 году. Этот
сборник включает в себя историко-биографические поморские рассказы,
народные толки о вождях революции и их легендарно-сказочные биографии. В
книге «У песенных рек» Север России предстает как особый
культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе
страны и занимающий неповторимое место в ее культуре. Последующие
«изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ. Из-за ухудшающегося состояния здоровья с конца ноября 1940 года Шергину все сложнее было читать и писать.
Вышедшую после войны в 1947 году книгу «Поморщина-корабельщина» сам
Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяла
произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и
воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он
попал под разгромные критические статьи после печально известного
постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Книгу
«Поморщина-корабельщина» назвали псевдонародной и обвинили в том, что с
её страниц «пахнет церковным ладаном и елеем».
Во время ленинградского "дела Ахматовой-Зощенко" имя писателя было
дискредитировано, а сам он за "осквернение русского языка" был предан
общественной обструкции и, не мог печататься более десяти лет. Шергин
прозябал, покинутый всеми, в непроходимой бедности, бывшие друзья и
знакомые отворачивались, проходили мимо.
Перед писателем закрылись двери всех издательств. Обращаясь за помощью к
Александру Фадееву, Шергин писал: «Обстановка, в которой я пишу свои
книги, самая отчаянная. Двадцать лет я живу и работаю в тёмном и гнилом
подвале. Я утратил 90% зрения. В одной комнатке нас помещается пять
человек… Семья моя голодает. У меня нет сил продолжать свою работу».
Разрушению стены молчания вокруг Шергина способствовал организованный в
1955 году творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов,
после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован в
1957 году сборник «Поморские были и сказания», а через некоторое время
вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан - море
русское». Сборник вызвал немало восторженных отзывов. В шестидесятые годы Шергин жил в Москве на Рождественском бульваре. Занимал две комнатки в большой коммунальной квартире.
Соседи видели в нём лишь тихого пенсионера, полуслепого инвалида. Когда
он с палочкой выбирался во двор, то растерянно замирал, не зная, куда
ступить и где приткнуться. Кто-нибудь из мальчишек подбегал к нему и вёл
к скамейке на бульвар. Там, если погода позволяла, Шергин мог сидеть в
одиночестве до самого вечера. В 1967 году было опубликовано наиболее полное прижизненное издание произведений Шергина — сборник «Запечатленная слава».
В творчестве Шергина очень четко выделялись две основные манеры
повествования: патетическая и бытовая. Первая используется писателем в
описаниях природы Севера и его народа. Вторая, свойственная шергинскому
очерку нравов и бытовой сказке, явно ориентирована на сказ -
фонетическую, лексическую, синтаксическую имитацию устной речи. Своеобразие творчества Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. На родине Шергина, в Архангельске, сборник его произведений «Гандвик – студеное море», впервые был издан лишь в 1971 году.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов книги Шергина издавались и в
столице, и в Архангельске довольно часто и большими тиражами. С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем. Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве. Похоронен на Кузьминском кладбище.