Александр Петрович Казанцев
родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский
технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком
металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешёл на
работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В
фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе
киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием
фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной
романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940—1941 годах его
печатала с продолжением газета «Пионерская правда», исправления и
дополнения 1957; исправления 1962, исправления 1975) стала началом
60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. С
первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное
изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с
назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре
превращённого в научно-исследовательский институт. Испытывал новую
технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942. В 1944
получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в
Будапешт и Вену. Описание
взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг. 1945) напоминает ему
подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ
«Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту
взрыва и участвует в ней. При
содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на
ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет
серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).
Уже в
1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост»
(полностью опубликован 1946 году), в 1952 году издаётся «Мол „Северный"»
(переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в
роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются».
Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и
идеологические установки своего времени и его романы идеально
соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они
сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и
«антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1963, другое
название — «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962
году под названием «Планета бурь». Уже
в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по
сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода
революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал
происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически
принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма,
которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его
критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются
с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить
поводом для идеологических репрессий против критикуемых. Возвращение
Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х,
когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов
окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее
времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были
архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго
выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько
собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных
«моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики. В
1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» —
весьма характерный документ, по которому вполне можно составить
представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и
литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев
был удостоен премии «Аэлита». В
1980-е годы Александр Казанцев издаёт романы о Пьере Ферма («Острее
шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где
пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем
«мушкетёрского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне
укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических
утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие»
(переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и
историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001
году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст»,
написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым. Роль
Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно
подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим,
однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в
развитии русской НФ. Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.