Начало Внимательно
прочитайте текст и выделите главную мысль. Решите, что хотел сказать
автор, о чем он размышляет и к какому выводу приходит. После
повторного прочтения обратите внимание на героев и их действия,
выделите яркие эпизоды текста, которые подтверждают выделенную вами
проблематику. Правильно определите проблему Главная
задача - сформулировать проблему текста. Найти вопрос, на который автор
пытается дать ответ. Иногда это несложно: в тексте задается вопрос или
прямо проговаривается, что именно волнует автора. Например, "Что такое
любовь?" или автор поднимает проблему халатного отношения к животным. Иногда
это сложнее. Проблем может быть несколько и нужно найти главную. Чтобы
выделить одну проблему, обратите внимание на позицию автора. Она должна
быть раскрыта с помощью примеров из жизни, литературы и других
аргументов. С чего автор начал, какая из проблем более масштабная? Это и
будет основной проблемой. Напишите комментарий к проблеме Здесь нужно хорошо постараться, ведь за этот критерий можно получить 5 баллов. Комментарием
вы должны подтвердить то, что проблема, о которой вы упоминали выше,
действительно существует. Важно, проблема должна быть прокомментирована с
опорой на текст. Здесь
вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приемы и
средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить
языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы. Правильно обозначьте смысловую связь между примерами Приводя примеры, вы должны показать, как они соотносятся друг с другом. Они могут: - подтверждать одну и ту же мысль: сопоставлены; - демонстрировать полярные точки зрения: противопоставлены. Передайте позицию автора Здесь вы должны найти позицию автора в предложенном тексте, а не выдумать ее. Обратите внимание на яркие фразы, мнение автора. Они помогут сформулировать авторскую позицию. Для
передачи мысли автора можно использовать следующие конструкции: «мысль
автора выражена следующими словами...», «автор считает, что…». Обозначьте свою позицию Экзаменуемый должен выразить свое отношение к авторской позиции: согласен он с ней, не согласен или же это согласие частичное. Не
забывайте аргументировать свое мнение, привлекая факты из текста,
примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а
также не забывайте про личный опыт. Подведите итог В
завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас
заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию,
дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию
автора.
Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»
О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь
целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было
бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты
моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война
окончилась!» Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не
заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение,
вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и
бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко
не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.
В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о
том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно
— и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В.
Санину)
Проблема В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин. Первый пример
Автор
вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о
сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны:
«Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды,
крова, её не понять». Пояснение к первому примеру
Действительно,
никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и
страданий, которые пережили люди военного поколения. Связь между примерами
Однако
долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом
страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда
врезалось ему в память. Второй пример
Перед
нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый
оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины,
оплакивающие погибших мужей и сыновей... Пояснение ко второму примеру
И
мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о
победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и
всех людей, которых коснулась война. Позиция автора
Так
автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что
приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль,
невыносимые страдания.
Моя позиция Трудно
не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она
приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям.
Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело
осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным,
количество смертей колеблется от трехсот тысяч до полутора миллионов,
что заставляет поистине ужаснуться бременем войны. Вывод
Таким
образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность
войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем
продолжаться войны или нет.