Задание 3.
Контекстное определение лексического значения многозначных слов
Контекстное определение лексического значения многозначных слов
(1)Известно,
что сегодня в разных методиках по-разному определяется место грамматики
в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются
заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных
форм. (3) ... в других считается, что акцент должен быть перенесён на
употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится
второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в
анализе образцовых текстов.
Формулировка задания:
Прочитайте
фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО.
Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРАВИЛО, -а, ср.1) Установленные государственной властью общеобязательные законы. Правила поведения в общественных местах.
2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка.
3) Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких- нибудь явлений. Правила арифметики.
4) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе за правило. Обманывать не в его правилах.
Правильный ответ: 3
Что следует знать для правильного выполнения задания:
определить,
в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное
слово, можно только из контекста, используя приём подстановки:
поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из
его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой
цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Найдите указанное предложение.
3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.
4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:
• если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен;
• если смысл предложения изменился - ответ неверен.



