Задание 1.
Выявление главной информации, содержащейся в тексте
Формулировка задания:
Прочитайте текст:
(1)Ветер может обладать большой разрушительной силой. (2)Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. (3)Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов.
(1)Ветер может обладать большой разрушительной силой. (2)Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. (3)Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)
Ветер, обладающий разрушительной силой, способен нанести большой ущерб:
поднять шторм на море, выкорчевать деревья, снести крыши с домов.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха с большой силой ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы могут принести большие разрушения.
5) Ветер способен нанести серьёзный ущерб, так как молекулы воздуха, двигаясь с большой скоростью, сильно ударяются о предметы, стоящие на их пути.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха с большой силой ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы могут принести большие разрушения.
5) Ветер способен нанести серьёзный ущерб, так как молекулы воздуха, двигаясь с большой скоростью, сильно ударяются о предметы, стоящие на их пути.
Правильный ответ: 2, 5
Что следует знать для правильного выполнения задания:
это
задание состоит из небольшого текста научного стиля и пяти вариантов
предложений, в двух из которых верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести логико-смысловой
анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить
причинно-следственные связи между частями и выбрать два предложения, в
которых заключена главная информация текста. Так проверяется умение
выпускников распознавать основную и второстепенную информацию
письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия
текста).
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.
6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
- предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
- предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
- предложение, передающее лишь часть главной информации.
8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
9. Помните о том, что два правильных варианта должны:
- передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
- объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста.
2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.
6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
- предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
- предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
- предложение, передающее лишь часть главной информации.
8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
9. Помните о том, что два правильных варианта должны:
- передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
- объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста.